Афиша
О проекте Медиа
Фото
Пресса
Guitarplayer Party
Контакты
Форум
Ссылки
Журнал "Драйв" (Санкт-Петербург) / май 2007

TRINITY & ВИКТОР СМОЛЬСКИЙ: ТОТ САМЫЙ ПОЗИТИВ


14 апреля в клубе PLAN В состоялся поистине уникальный концерт. Даже не совсем концерт, это мероприятие по духу напоминало, скорее, тотальный джем-сейшен, В афише значилось: «TRINITY & ВИКТОР СМОЛЬСКИЙ». Собственно, кто такой Виктор Смольский, в Питере знают уже многие. А вот проект TRINITY у нас в городе пока мало известен.

TRINITY - не совсем обычный проект. Изначально он был задуман не как группа, а совместный концертный пер-фоманс трех гитаристов Елены Сигаловой, Олега Изотова и Сергея Бокарева, созданный по принципу небезызвестного G3, то есть три сольных сета с небольшим совместным «джемом» в конце выступления. Однако, в процессе работы над проектом, у Олега, Елены и Сергея появилось множество интересных музыкальных идей, и со временем TRINITY превратился в полноценное гитарное трио, с совместным творчеством, постоянным составом музыкантов и собственным, уникальным имиджем.

Как нетрудно догадаться, TRINITY исполняют исключительно инструментальные композиции, никто ничего не поёт. Бытует мнение, что именно такую музыку воспринимать труднее всего. А если добавить к этому тот факт, что в творчестве этого коллектива переплелись черты многих стилей и направлений от джаз-рока до прогрессива, то, вероятно, многие читатели вообще не поймут, как можно на протяжении трёх часов слушать нечто подобное, и после этого совсем не устать.

Помнится, на одном из питерских прог-мЕтал фестивалей после часового выступления одной из групп мне пришлось быстро-быстро удирать из клуба, дабы не случилось у меня помрачения рассудка. Не буду уточнять, что это была за команда и что за фестиваль хотя бы потому, что мероприятие было действительно неплохим, а музыканты очень профеесиональны, да и вообще не хочу делать кому-то антирекламу. Всё бы ничего, но вот «гудение» вокалиста буквально на одной ноте с очень серьёзным видом и максимум статики на сцене за столь недолгое время весьма утомили. Вот вам и вокальное творчество.

TRINITY наоборот, только заряжают слушателя энергией. Почему так происходит? Попробую объяснить.

Первое. Музыканты абсолютно ничего из себя не строят и не пытаются, упаси бог, никого копировать, будь то российский или зарубежный исполнитель, или тот или иной из известных всему миру музыкальных направлений. Имидж TRINITY, пожалуй, можно описать так: простота, стремление к наиболее искреннему выражению чувств и при этом стильность во всём. Ничего из себя не строить не значит не работать над стилем, И ещё: во время концерта стало совершенно ясно, что главное оружие этих трёх гитаристов улыбки на сцене и какая-то завораживающая лёгкость исполнения. Всё происходит будто бы играючи, словно то, что творится на сцене просто хороший отдых для исполнителей. Естественность во всём, начиная с манеры исполнения и заканчивая одеждой.

Второе. Музыка каждого из участников имеет своё лицо. Может быть, в будущем мы станем говорить о том, что TRINITY яркий пример трёх направлений одного стиля.

Выступление Олега Изотова 14 апреля показалось уж слишком лаконичным. Сравнительно (если иметь в виду прогрессив) короткие композиции, в которых очень ясно «читаются» разделы формы. Вероятно, не совсем правильно было Олегу играть на этот раз первым, ибо его выступление можно было сравнить со вспышкой яркого света, красотой молнии: один миг и всё исчезло.

Произведения Елены Сигаловой напротив, более пространные, тут присутствует скорее, свободный, полуимпровизационный полёт. Но всё это ничуть не делает эти вещи длинными и трудными для восприятия. Отнюдь нет. Наоборот, вихрь звуков просто уносит слушателя за собой, и становится не так уж важно само построение ком-позиции. Интересный эффект получается в итоге: несмотря на сложность музыки, на её неординарность, да и, хотя бы на то, что текст и вокал отсутствуют, ухо и мышление того, кто находится в зале, отдыхают. Виной тому красота и выразительность.

Сергей Бокарев с первых же аккордов своего выступления поразил индивидуаль-ностью саунда и оригинальностью риффов. Вообще, если говорить начистоту, то Сергей не только талантливый музыкант, но и прекрасный организатор. Буквально за пять минут до выхода на сцену ему пришлось решать массу вопросов относительно проведения самого мероприятия, общаться с безумным количеством народа, да и вообще, что называется, «контролировать процесс». И всё это никоим образом не повлияло на качество игры или эмоциональность подачи. Наоборот, повторюсь, та лёгкость и какая-то непринуждённость, свойственная именно TRINITY, не переставала удивлять.

Наверное, из моего рассказа не совсем понятно, в каком всё-таки стиле работает группа. «Качественно сделанная и безумно красивая инструментальная музыка». Другого определения я подобрать просто не в состо-янии. Претендует ли это направление на какую-то элитарность? И да, и нет. Честно говоря, пока что ничего подобного, например, в Питере, я не слышала. Конечно, нельзя исключать и такой возможности, что где-то на репети-ционной базе или в домашней студии творят ещё несколько музыкантов, играя исключительно инструмен-тал. Но одно дело сочинять для себя и пары-тройки друзей, другое выступать перед многочисленной аудиторией. Тут возникает ещё ряд проблем.

Во-первых, TRINITY имеют возможность обходиться не особенно большим количеством приглашённых музыкантов, так как все участники могут превосходно аккомпанировать друг другу. Интересно, что повсюду, в любом городе, будь то столица или периферия, можно найти неимоверное число умеющих делать «дж-дж» или исполнить несколько простеньких риффов металлистов. Но вот качественный аккомпанемент с этим всё становится намного труднее. Мало того, что надо чувствовать то, что исполняет солист, так ещё и кропотливо работать над саундом.

Вот. Это уже «во-вторых». Интересно, слышал ли кто-нибудь из наших читателей джем-сейшен трёх гитаристов одновременно? Нет-нет, я не имею в виду совместное творчество типа «звуки разные» по окончании очередного местечкового концертика в никому не известном клубе РЖУ! Нет, я говорю о чём-то продуманном, где чётко распределены все роли, что, в конечном итоге, по звучанию и форме напоминает, скорее, законченное произведение для трёх гитар. А ещё круче для четырёх! Появление на сцене клуба PLAN В в этот вечер Виктора Смольского ждали все пришедшие. Само возникновение такого альянса, по-моему, совершенно не случайно. Кто-нибудь может мне перечислить группы, способные воспроизвести в точности такие мега-сложные композиции, как «Unity» RAGE или любой из инструменталов с сольного альбома Виктора Смольского «Destiny»? Я вот что-то не припомню. Кроме того, тот стиль, в котором работают участники TRINITY, весьма близок произведениям Виктора Смольского. И, может быть, именно потому эти произведения звучали в исполнении такого состава столь органично. Приходить в клуб заранее иногда оказывается весьма полезно. Мне удалось-таки послушать фрагмент саунд-чека. Теперь, если мне кто-то скажет, что всё было отрепетировано и досконально выучено ещё задолго до мероприятия, не поверю никогда! Наоборот, как полноправный свиде-тель, хочу рассказать наибольшему числу людей, что та сыгранность и отточенность исполнения, которую все наблюдали во время концерта не что иное, как результат грамотно построенного саунд-чека несколькими супер-профессионалами. Да и, собственно, то, что должно быть лишь настройкой звука, напоминало больше эдакую «ускоренную репетицию», цель которой лишь распределение ролей и(!) окончательное утверждение исполняемой программы. Всё. Дальше, во время самого действа, мы сможем наблюдать не что иное, как совместный творческий процесс. Его можно назвать так: «Апофеоз четырёх гитаристов». Здесь, на мой взгляд, будет уместно похвалить и звукорежиссера, находившегося 14 апреля за микшерским пультом клуба PLAN В. Согласитесь. Не каждый сможет грамотно выстроить звук на подобном концерте! Его работу, правда, существенно облегчало то, что эти музыканты уж точно знают, чего они хотят на сцене и в зале в плане саунда, а потому не происходит каких-то нелепых «поисков истины» в этом вопросе на протяжении половины мероприятия, как это нередко случается во время выступления менее опытных коллективов. Почему многие ценители хорошей музыки за новыми впечатлениями частенько едут в Москву? В особенности из Питера. Но посудите сами: что-то не довелось мне наблюдать на концертных площадках нашего города групп, подобных TRINITY.

ДРАЙВ: Почему мы до сих пор не видели вашу замечательную группу на какой-либо из сцен города на Неве? Может быть, публика просто не готова пока к восприятию чего-то подобного?

Елена Сигалова: «Насчёт Питера я бы не сказала, что там аудитория менее подготовлена. Наоборот, публика более какая-то неискушённая, чем московская, какая-то более эмоциональная. Но в Питере очень плохо с организационными вопросами».

ДРАЙВ: То есть?

Елена Сигалова: «В который раз, и в каком бы составе, с какой группой я не приехала туда, вечно какие-то накладки, например, с аппаратурой. Мы-то всегда пожалуйста, приедем с огромным удовольствием!»

ДРАЙВ: И как же, по-вашему, искать выход из подобной ситуации? Надо же как-то развивать интерес у публики к инструментальной музыке и, как сейчас модно говорить, «в регионах»?

Сергей Бокарев: «Если взять, например, ближайшее Подмосковье, то там удобнее всего было бы зацепиться за сеть дилерских музыкальных компаний, вокруг которых часто образуются всевозможные центры, есть и группы, играющие достойно, в них нередко участвуют сами продавцы. Можно попытаться организовать какие-то фестивали, но инициатива должна исходить и от них, В Калуге, к примеру. Эта схема уже более-менее налажена. Далее надо будет перемещаться к следующему городу, в котором есть, может быть, сеть «Музторг» или другой музыкальный магазин».

ДРАЙВ: Если можно, теперь вопрос относительно, собственно, музыкального творчества. Сегодня в Москве TRINITY выступят совместно с Виктором Смольским, кото-рый является мультии-нструменталистом. Не пробовали ли вы себя когда-нибудь и в этом амплуа?

Олег Изотов: «Мне нравится заниматься электроникой, сэмплами. Ещё играть на барабанах. А с недавнего времени меня очень интересует вокал. Но пока всё происходит исключительно на уровне «интересует», не более. Если начинать что-то из этого показывать, то надо начинать плотнее заниматься ».

Елена Сигалова: «Я общалась одно время с такой, довольно простой ирландской флейтой. Инструмент совсем несложный и довольно специфический. Знакома с губной гармошкой. Вообще, у меня интерес к другому инструменту связан вот с чем. Когда приходит новая идея к человеку, играющему в основном на чём-то одном, тут же под руку начинают лезть какие-то наработанные годами клише. И мне для того, чтобы адекватно подобрать мелодию, которая слышится в голове, нужно бывает взять какой-либо иной инструмент. Он и позволит найти те ноты, которые просятся именно сюда. В таких ситуациях я использую клавиши, на которых я совершенно не умею играть, несмотря на четырёхлетний курс «общего фортепиано».

ДРАЙВ: Кстати: вы все имеете музыкальное образование?

Сергей Бокарев: «У меня начальное, у Олега среднее специальное, а у Лены высшее».

Как часто с людьми, имеющими музыкальное образование, случается так: за творчество денег не платят пойду в кабак и заработаю! И как же тогда, спрашивается, продвигать вперёд нашу культуру? А так, как это делают TRINITY, исполняя в наше, не побоюсь громких слов, трудное для «раскрутки» заведомо некоммерческих проектов время. Кстати, все музыканты группы имеют эндорсмент от какой-либо торговой марки. Кроме того, как показал апрельский концерт, им нередко приходится заниматься организацией. Так что только музицирова-нием, похоже, деятельность не ограничивается. Например, в дальнейших планах совместное выступление с нынешним гитаристом АЛИСЫ Игорем Романовым и запись полноценного студийного альбома.

Может быть, кому-то покажется, что наше издание намеренно пытается напечатать не что иное, как простую рекламную статью для ещё «не раскрученного» коллектива. Это не так. Как человек, которому не чуждо музыковедение, могу совершенно точно сказать: возможно, именно сейчас происходит рождение нового пласта культуры, по крайней мере, для нашей страны. Нечто подобное уже давно есть на Западе, теперь, как показало мероприятие 14 апреля, и в Москве. Но как хочется дожить до того времени, когда и провинциальные музыканты перестанут наконец-то слепо копировать модные лет десять назад за границей стили и начнут сами что-то придумывать! Вот тогда-то и станет уместным утверждение, что такой пласт культуры, как тяжёлая инструментальная музыка, полноправно существует в России.


Настя Бартенева, Леонид Синцов